Инструкции для ассесоров Google и Яндекса.

В прошлом алгоритмами поисковиков отбирались так называемые «абстрактно релевантные документы», которые определялись согласно специальным формулам ранжирования. Однако время не стоит на месте, и подобный подход уже не обеспечивает полноценного количества выдачи. Безусловно, продолжают функционировать основные механизмы для определения релевантности документа по запросу (контент + Pagerank/тИЦ), выполняя, тем самым, роль первичного фильтра. Однако для того, чтобы осуществить более тонкое ранжирование и непосредственно сформировать SERP, необходимо иметь более современные, ориентированные именно на человека, принципы.

 

Наиболее многообещающим и интересным подходом к тонкому ранжированию является на сегодняшний день эмуляция человеческого поискового поведения, а также степени оценки релевантности/качества страниц.  «Яндекс» в этом случае использует специальную систему машинного обучения «Матрикснет», «Google» тоже имеет подобного рода технологии. В них нет ничего особенного, так как они не являются настоящим искусственным интеллектом, будучи обычными статичными механизмами. Выбор они делают, основываясь на большом количестве веб-страниц, которые вручную размечены так называемыми  асессорами – самыми обычными людьми, которые действуют согласно инструкции. Именно принципы их работы мы и постараемся объяснить Вам сегодня, и тогда Вы сможете увидеть, что в них нет совершенно ничего революционного. Они основаны на обычной формализации критериев, которые, не задумываясь, использует каждый из нас в странице выдачи по любому запросу.

 

Инструкция «Яндекса».

Утечка ассесорской инструкции данного поисковика уже довольно давняя, ей больше полутора лет. Но если учесть, что она относится ко времени «после матрикснет», вряд ли на данный момент в ней что-то изменилось кардинальным образом.

 

Необходимо сразу сказать, что веб-страницы оцениваются не просто так, а исключительно в качестве ответов на определенные поисковые запросы.

 

- предварительная оценка. На данном этапе рассматривается не представляет ли документ угрозы, не является ли он порнографическим. В случае положительного результата, дальнейшая оценка не осуществляется.

 

2. Оценка релевантности. Здесь следует учитывать, что релевантность – показатель не количественный, а категорийный. Нелишним будет подумать о том, каким образом категорийные оценки ассесоров могут быть переведены в критерии для обсчета.

 

  • «Витальная» - речь идет об официальном сайте и официальном ответе на запрос.
  • «Полезная» - в таком документе можно найти полезную информацию, которая будет четко соответствовать запросу.
  • «Релевантная+» - документ полностью отвечает на запрос.
  • «Релевантная- -документ неточно или неполно отвечает на запрос.
  • «Нерелевантная» - документ не отвечает на запрос.
  • «Спам» - у страницы имеются явные признаки черной оптимизации.
  • « Не про то» - категория, в которой отделяются достаточно похожие для поисковой системы, но для живого человека довольно разные результаты. К примеру, на запрос «Лев Толстой» не должны выдаваться результаты про полных людей и животных, либо однофамильцев великого писателя.

 

Скорее всего, в ближайшее время ассесорская оценка станет более полной, пусть и ненамного. Если судить по поступившим недавно данным от Google, согласно которым, ассесор должен уметь оценивать более 30 документов в час, что весьма маловероятно  том случае, когда список критериев расширится.

 

Инструкция Google.

Этот документ несколько свежее, так как относится к весне текущего года. Особенных отличий от документа Яндекса нет, помимо наличия шкалы оценки по такому признаку, как георелевантность, а также наличия подробной инструкции, составленной согласно предпочтениям пользователей. Все это вполне логично, так как в случае, если ассесору не будет разъяснено, что конкретно от него желают видеть пользователи, руководствоваться он будет собственным мнением, которое не всегда может быть верным. Однако на сегодняшний день и эта проблема решена, все ассесоры Гугл проходят очень жесткий отбор, даже несмотря на то, что никаких определенных навыков и знаний для такой работы не требуется – только общая адекватность, знание английского языка и умение серфить в Интернет. Ассесоры Google– это исключительно удаленные сотрудники, которые подбираются через HR-агентства. более года работать ассесором нельзя, как минимум квартал отдыха после годовой работы должен быть. Это связано с мнением психологов Googleо том, что год ежедневного кликанья по 400 сайтам в сутки приводит к тому, что человек начинает работать, как автомат, тем самым снижается качество его оценки.

 

Перевод на русский язык главных моментов на форуме Webmasters.ru

 

Оказывают ли ассесоры влияние на формирование выдачи?

Несмотря на то, что представители поисковых систем отнекиваются,, именно оценка ассесора оказывает значительное влияние на то, где находится документ в выдаче по определенному запросу. Весьма вероятно, что единичной оценки может быть недостаточно, однако, в том случае, когда одинаковый сигнал приходит от большинства ассесоров, поисковая система принимает его, как единственно верный. Но при этом весьма очевидно, что пытаться найти и подкупить ассесоров – решение гораздо менее эффективное, нежели работа над сайтом по известным критериям. Просто необходимо сделать свой сайт наиболее полезным и самым релевантным среди конкурентов, для того, чтобы, анализируя его, ассесоры сами отдали ему предпочтение. Кроме того, не следует забывать о том, что несмотря на многочисленных ассесоров, они оценивают только самую малую часть от всех проиндексированных документов.