![]() |
Язык поисковых запросов
Большинство среднестатистических пользователей при работе с поисковыми системами даже не догадываются о существовании особого языка, специально разработанного для поисковых запросов. Обычно человек, ищущий что-то во всемирной паутине, просто забивает в поисковую строку набор подходящих слов, не сильно задумываясь о правилах морфологии. И даже такой сервис как «Расширенный поиск» используется сравнительно редко и то в основном знатоками. Для всех остальных обычные кавычки остаются по-прежнему основным и единственным оператором, позволяющим найти точную цитату.
В принципе возможностей стандартного общего поиска хватает для повседневных запросов, поэтому обычные пользователи и не стремятся узнать что-то большее. Но для квалифицированного специалиста такое положение вещей просто недопустимо. Если вы профессионально занимаетесь раскруткой сайтов, поисковым маркетингом или контекстной рекламой, умение эффективно работать с операторами языка запросов жизненно необходимо.
Сразу следует оговориться, что в действительности существует два вида языка запросов:
1) предназначенный для поиска – он используется в поисковой строке для оптимизации процесса поиска и анализа поисковой выдачи.
2) для подбора ключевых слов (поисковых запросов), применяемых в контекстной рекламе. Этот тип операторов языка используется в строке «Подбор запросов» для выяснения частотности форм с минус-словами.
Особенности морфологии
Как известно, русский язык относится к виду синтетических языков. Соответственно его яркой особенностью является большая изменчивость слов. Многочисленные приставки, падежные окончания, временные формы могут значительно видоизменять структуру слов. Поэтому русскоязычные поисковые системы вынуждены уметь хорошо проводить морфологический анализ и распознавать начальную форму слова. Это большое удобство для пользователей, которые могут вводить поисковые запросы в той форме, которая им более подходит. Но это же создает определенные проблемы тем людям, которые работают с поисковым маркетингом. К примеру, поисковый запрос «поставить зубные коронки» является продающим, а запрос «особенности установки зубных коронок» выражает информационный интерес и может широко применяться людьми, просто интересующимися вопросами зубного протезирования. Для того чтобы не переплачивать значительные суммы за контекстную рекламу из-за привлечения нецелевых посетителей, специалистам приходится использовать поисковые операторы, ограничивающие морфологию. Характерно, что для SEO-продвижения эти вопросы стоят менее остро.
Язык поисковых запросов
Получить полный список рабочих операторов языка запросов поиска можно в Справке «Яндекса». Особенностью этого языка является возможность комбинировать разнообразные элементы синтаксиса в одном поисковом запросе.
Первый и наиболее популярный оператор – это кавычки. Слова, заключенные в них, ищутся подряд в точной форме. Причем учитывается даже регистр, то есть одно и то же слово, но написанное с большой или прописной буквы будет рассматриваться как два разных запроса.
Важно учитывать, что если в цитате, заключенной в кавычки, пропущены какие-то слова, результата поиска не будет, поскольку при данном операторе ищется только точное совпадение последовательности и формы слов.
Кавычки хороши в тех случаях, когда точно известна искомая фраза. Такой поиск сразу отсекает львиную долю схожих документов, существенно сужая круг поисков. Кавычки удобны для проверки наличия своего контента в индексе поисковой системы без использования каких-либо специальных сервисов. Достаточно просто выделить последовательно 6-7 слов в тексте и поставить их в кавычки при запросе.
В случае, когда не известна абсолютно точная цитата или забыто одно слово, можно использовать в закавыченных словах запроса оператор звездочку (*). К примеру, «особенности установки * коронок». Аналогичную функцию выполняет знак амперсанда (&), но для запросов, не поставленных в кавычки. Наиболее эффективно этот метод работает для длинных фраз, где искомые слова находятся довольно далеко друг от друга.
Двойной амперсанд обеспечивает поиск слов во всем документе, а не только в пределах одного предложения, как одинарный. Вертикальная черта ( | ), поставленная между словами запроса, указывает на необходимость поиска любого слова из перечисленных. К примеру, мясо | рыба | птица. При этом кавычки в запросе ставится не должны. Такие варианты запросов удобный инструмент для выяснения, какие ключевые слова являются более конкурентными или какие сайты более авторитетны для поисковой системы.
В случае, когда нужно принудительно ограничить одно слово из широкоупотребимого словосочетания, удобно применить оператор двойную волнистую черту – тильду ( ~~ ). Он позволяет скрыть из поиска все документы со словом, стоящим после оператора.
Довольно специфический оператор восклицательный знак. Он применяется обычно для анализа алгоритмов поисковиков. Этот оператор жестко фиксирует форму запроса и поиск будет производиться только по тем документам, в которых искомое слово находится только в таком виде. Операторы можно комбинировать между собой при помощи скобок в пределах одного запроса и таким образом создавать сложные запросы. В основном они применяются для изучения алгоритмов поисковых систем или на специальных соревнованиях по спортивному поиску.
Стоит упомянуть еще ряд специальных операторов:
title: позволяет сделать поиск только по заголовкам документов. Это удобно в случае, когда нужно найти дублирующиеся заголовки в пределах сайта или даже в целом интернете.
url: – обеспечивает поиск по полному веб-адресу (URL).
Слово inurl:vojne – поиск в документах, URL которых содержит заданное слово.
host: – позволяет провести поиск по хосту в обратной записи.
site: – поиск по поддоменам, разделам, страницам сайта. Этот запрос применяют для изучения факторов внутренней оптимизации.
mime:pdf – ограничивает запрос одним определенным типом файлов.
lang:en – этот оператор позволяет осуществлять поиск с ограничением по определенному языку. К примеру, чтобы задать поиск только по русскоязычным документам, надо поставить ограничение ru.
domain:ru – оператор устанавливает ограничение по доменной зоне.
date:200712* – это узкоспециализированный оператор, но очень ценимый специалистами. Он задает поиск документов, ограниченный по определенной дате. Аналогичные функции выполняет оператор date:20071215..20080101, date:>20091231, задающий поиск, ограниченный интервалом дат.
Язык запросов для подбора ключевых слов
Поисковая система «Яндекс» подбирает ключевые слова и прогнозирует количество показов, учитывая словоформы и дополнительные слова. Соответственно для подбора ключевых запросов под контекстную рекламу такой подход не годится – слишком широк охват выдачи. К примеру, по запросу «пила», введенному без кавычек, можно будет получить как ссылки на онлайн-магазины, продающие строительное оборудование, так и на киносайты, рассказывающие о серии короткометражек под названием «Пила», заодно в список выдачи попадут и геймерские сайты, на которых упоминается компьютерная игра с одноименным названием. Чтобы исключить лишние ключевые запросы необходимо воспользоваться специальными операторами.
Прежде всего это оператор минус (-), так называемые минус-слова. Оператор ставится вплотную к исключаемому слову, а перед самим словом ставится пробел. К примеру, если сделать запрос «пила -фильм», то объявление будет выдаваться на все запросы, содержащие слово «пила», исключая те, в которых упоминается слово «фильм». Если требуется исключить несколько слов из запроса, все они указываются с оператором минус через пробел: «пила –фильм – игра - скачать».
Операторы «группировка» – «( )» и «или» – «|» помогают сократить количество возможных запросов в проекте. К примеру, «пила - фильм | кино -игра | игрушка».
Оператор «кавычки» («») ограничивает показы только одним заданным словом и его формами.
Оператор «плюс» (+) – делает возможным учет союзов и предлогов, которые в обычных условиях игнорируются.
Оператор «восклицательный знак» (!) очень полезен и удобен для жесткого определения формы слова.